Михаил Лермонтов — Поэт


Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поэт»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» признано критиками одним из лучших в творчестве автора. Стих-призыв к гражданской чести, к исполнению своей высшей миссии. В то время, как в российском обществе отсутствовали нравственные ориентиры, Лермонтов не мог оставаться равнодушным к деградации молодежи, в первую очередь, людей творческих. Желание спровоцировать духовный и моральный всплеск в душах современников стоит у истоков написания данного произведения.

Основная тема стиха – укор поэтам в бездействии в сложное для общества время. Роль поэта в поэзии сходит на нет, предназначение утрачивает свой смысл, когда лирик меняет силу своего вдохновляющего слова на богатство и материальные блага.

Композиция и жанр

Стихотворение четко разделяется на две части и строится на сравнении дорогого кинжала, висящего без действия на стене сувениром, с состоянием современных Лермонтову поэтов, опасающихся лишний раз высказать свою позицию в лирике. Завершает стих объединение двух главных образов.

Первая часть стиха посвящена описанию славной истории дорогого кинжала. Его слава – в его боевых делах, верной службе хозяину – восточному воину-горцу. Но времена меняются, и после смерти господина, долгих лет в лавке армянского продавца на кинжале появилась чуждая ему золота отделка, и ни на что, кроме роли сувенира на стене он не годен. И в этом его трагедия – в невозможности исполнить свое истинное предназначение. Он всего лишь игрушка.

Во второй части автор рассказывает о судьбах современных лириков, которые утратили свое назначение и променяли его на богатство. Поэт начинает вторую часть с прямого обращения к лирикам. Аналогично кинжалу Лермонтов описывает славное былое поэтов, которые вели народ за собой, воспламеняя сердца истиной и добром. Но сейчас светское общество охладело к силе рифмованного слова и занято больше дешевым блеском мишуры и самообманом.

Но Лермонтов не теряет надежды на то, что лирик проснется от временного сна и исполнит свою пророческую миссию, неся людям дар божественного истинного слова. Этому посвящена итоговая строфа произведения. Именно сувенирный кинжал станет острым словом – главным орудием поэта.

Жанрово стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике, к философским размышлениям о возможности будущего пробуждения поэтов от самообмана.

Автор чередует шести- и четырехстопный ямб, придавая стиху волнительный обрывистый тон, передающий переживания автора о безысходности в жизни молодого поколения.

2 главных образа

В центре произведения два главных образа – кинжал и поэт.

Красочно Лермонтов описывает историю боевого кинжала, используя разнообразные эпитеты: «золотая отделка», «надежный клинок», «бранного востока», «родные ножны», «спутник бедный», «игрушкой золотой». Описывая характер кинжала, автор представляет его живым существом. Как раб, служил он своему господину.

Одно из самых многозначных сравнений – «богатая резьба была нарядом чуждым и постыдным». Значит, украшения мешают кинжалу исполнить свою миссию. Теперь он красив, висит на стене, но «бесславный и безвредный».

Печальную судьбу кинжала подытоживает анафора, усиливая трагизм: «Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…» Фактически для боевого оружия это смерть.

Образ поэта более абстрактен. Для его изображения автор использует ряд строгих риторических вопросов. Стих насыщен яркими запоминающимися метафорами: «(мир) морщины прячет под румяна», «твой стих носился над толпой», «клинок, покрытый ржавчиной презренья». Не менее художественны сравнения: «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы», «как колокол на башне вечевой».

Само произведение является развернутой богатой метафорой, в которой печальная история кинжала показывает бесславную судьбу поэтов.