Михаил Лермонтов — Дума


Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонова «Дума», читает Вениамин Смехов.

Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова

Произведение было написано поэтом на пике популярности, и признано общественностью как личный манифест автора.

Тема стихотворения

Стих отличается особой глубиной мысли, нехарактерной для молодежи, философским осмыслением прошлого и будущего своей страны и своих сверстников. «Дума» содержит определенный опыт размышлений и наблюдений молодого автора. В ней описывается поколение светских людей во времена правления Николая I, известные своим определенным духовным упадком и кризисом.

После неудавшегося восстания декабристов усилилась цензура и гонения на вольнодумие, что привело к появлению целого поколения молодежи, очень образованной и начитанной, но крайне безынициативной и равнодушной.

Об этих тенденциях и рассуждает М.Ю. Лермонтов, о возможностях и потерянных ориентирах молодых людей, обреченных на проживание пустых жизней. В произведении отражены социальные и нравственные искания поэта, который принадлежит к кризисному поколению, но, тем не менее, не собирается сдаваться бесцельному существованию.

Композиция, жанр, размер

Композиционно стих не делится на части, а представляет постоянные размышления автора. Связь между строфами отсутствует, каждая из них – это определенный тематический блок размышлений. Давая в первой строфе общую характеристику поколению, автор в следующих развивает эту основную мысль.

Каждое размышление посвящено осмыслению современного поколения молодежи, жизнь которой посвящена бесцельному проживанию времени, без духовности и огня в сердце. Строфы посвящены описанию жизненных приоритетов современников Лермонтова: отношению к жизни, к добру и злу, к науке и умению воспользоваться ее плодами, к мечтам и искусству. Завершает произведение пророчество автора об уходе из жизни, который не тронет сердца потомков.

Жанр стихотворения — элегия, гражданская лирика с использованием сатиры.

Размер стихотворения обусловлен жанром. Стих написан шестистопным ямбом с переходами на четырех- и пятистопный. Это дает произведению размеренный, медлительный темп, соответствующий печальным задумчивым размышлениям, которым предается молодой поэт.

Образы и тропы

Главный образ произведения – молодое поколение, которое ничего не радует ничего в жизни, а лишь томит. Молодежь, живущая ошибками отцов, изображена автором. Их будущее – пусто, к настоящему они равнодушны, искусство и мечты не трогают их сердец, при том, что это люди высокообразованные, с большим потенциалом.

В тени остается лирический герой, которому принадлежат эти размышления. Он употребляется местоимение «мы», потому что также является частью этого поколения. Но сатира и некоторых сарказм в изображении молодежи говорят о том, что он – приверженец другой, оптимистичной и чувственной, позиции.

Автор дает характеристику поколению при помощи второстепенных образов – преждевременного плода среди цветов, гостя на чужом празднике, угрюмой толпы. Эти художественные приемы помогают наиболее точно передать ощущения и особенности внутренней жизни бесполезной молодежи. Проглядывает также образ предков, отцов с их «роскошными забавами» и «ребяческим развратом».

Эпитеты, которые использует автор, полны печали и мрачного чувства: «позорно малодушны», «осиротелый», «презренный», «бесплодный», «горькою», «тайный». Автор ярко раскрывает образ при помощи эмоциональных метафор: «тощий плод», «лучший сок». Помогают точнее выразить характеристики образов и сравнения: «как пир на празднике чужом», «как ровный путь без цели».

Частое употребление слов «высокого» стиля придает произведению торжественность и масштабность призыва к гражданской позиции сверстников.