Михаил Лермонтов — Смерть поэта


Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Стихотворение «Смерть поэта» Читает Николай Бурляев. Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта»

Под влиянием какого события написано стихотворение?

Стихотворение написано под влиянием известия о неожиданной и нелепой смерти А.С. Пушкина. Событие настолько потрясло молодого Лермонтова, что сразу же была написана первая часть стиха, которая быстро разошлась среди знакомых.

Произведение читали, заучивали наизусть, несмотря на неодобрение официальных властей. Потому что простой слог и животрепещущая тема, всколыхнувшая высший свет, делали его незабываемым. Чуть позже появилась последняя часть стиха, высмеивающая надменных потомков.

Стих осуждает позицию высокопоставленных особ, оправдывавших действия убийцы Пушкина, также клеймит позором общество, оставившее в одиночестве талантливого поэта, игнорировавшее его позицию. В произведении приближенные императора усмотрели призыв к революционным волнениям, поэтому молодой поэт был сослан на Кавказ.

«Смерть поэта» остается самым первым бессмертным осмыслением великой роли творчества Пушкина для России и ее народа, обратившим внимание на исконно русский язык в противовес модному в свете увлечению иностранными языками. Именно пушкинский язык стал основой и образцом для поэтов последующих столетий.

Композиция и жанр

Стихотворение четко разделяется на две части. В первой автор описывает трагическую смерть талантливого поэта. Лермонтов, считавший Пушкина своим учителем, очень эмоционально отзывается о толпе, в которой видит высшее общество. Молодой поэт осуждает клеветников, вовлекших Пушкина в мерзкую сплетню, осыпающих его градом мелких обид. Именно из-за недостойных слухов, на которые среагировал Пушкин дуэлью, появляется выражение «невольник чести».

Лермонтов горячо осуждает убийцу, который даже не понимал, на кого поднимает руку. Отдельная строфа посвящена мотивации Дантеса и его роли в этой трагедии. В качестве убийц он обличает и высший свет, оградившийся от Пушкина насмешками, надменностью и равнодушием, выставившим напоказ его личную жизнь, которую талантливый поэт вынужден был защищать с честью на дуэли.

Лермонтов, глубоко уважавший талант А.С. Пушкина, проводит параллель между трагическим событием и смертью Христа. Настолько возвеличивает автор погибшего поэта, подчеркивая его чистоту и честь, многогранный талант и горячее сердце.

Вторая половина стихотворения посвящена обращению к потомкам, не способным оценить гений погибшего поэта. Молодой Лермонтов обращается к приближенным государя, называя их палачами гения. Автор грозит убийцам Божьим судом, который беспристрастен и неподкупен. Даже он не поможет клеветникам смыть кровью праведную кровь поэта.

Образы и тропы

Центральный образ произведения – погибший поэт. Его автор изображает в трагических, светлых красках. Героическая сущность Пушкина – в его смелости противостоять всему обществу, в его чистой душе и горячем сердце. В строках о Пушкине сквозит глубокое уважение к лирическому гению и большая скорбь об утрате таланта такой величины. В глазах Лермонтова поэт – дивный гений, мученик и чистой души человек.

В противовес погибшему поэту высший свет изображен в кроваво-черных тонах. Автор произведения применяет насмешки и сарказм в изображении толпы клеветников, льстивых придворных, относившихся пренебрежительно и насмешливо к позиции Александра Сергеевича, равнодушно наблюдавших его смерть. Лермонтов обличает и осуждает их восклицаниями, риторическими вопросами.

Произведение наполнено хлесткими саркастическими эпитетами: иглы тайные, насмешливые невежды, пятою рабскою, досадой тайною, черной кровью, праведною кровью.

Выразительные метафоры позволяют передать трагическую суть события: с свинцом в груди, на ловлю счастья и чинов, на устах его печать.

Также Лермонтов часто использует в произведении гиперболы, высмеивая клеветников, сравнения и запоминающиеся перифразы (жадною толпою стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!)


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *